rejhstag-v-berline

Проект сэра Нормана Фостера по частичной перестройке здания Рейхстага в Берлине внимательно следовал социальным и политическим переменам, происходящим в объединенной Германии. Результатом этой кропотливой работы явилась технологически передовая конструкция, ставшая символом на обновленном берлинском небосводе.

Здание XIX в. пострадало во время войны и последующих исторических событий. В ходе работ по сносу сооружения были обнаружены остов старого Рейхстага и некоторые исторически значимые следы прошлого. По этому поводу Фостер сказал: «Перед нами здание, изувеченный символ которого не много значит для современных немцев. Самым простым шагом было бы снести Рейхстаг и на этом месте поставить современное здание. Но чем глубже мы узнаем это сооружение, тем больше осознаем, что история вновь властно заявила о себе, и мы не можем от этого отвернуться». Таким образом, было решено восстановить оригинальную конструкцию соответственно сохранившимся историческим пластам. Это вылилось в диалог между прошлым и настоящим, между ранее существовавшими мощными архитектурными объемами и новой прозрачной конструкцией.

Все на виду. Так, например, избиратель или турист может видеть работу Палаты депутатов, основные помещения которой находятся на первом этаже. Второй этаж занимают президентские кабинеты и Совет министров, третий – помещения для партийных собраний, здесь же расположен вход для граждан, наводняющих здание, когда нет заседаний Парламента. Над всеми рабочими уровнями, на верхней террасе – всегда множество посетителей. Здесь находятся ресторан и выход на купол.

Новый купол высотой 23,5 и диаметром 40 м, стальная конструкция которого облицована двойным стеклянным покрытием, очень скоро стал эмблемой обновленного Берлина. Две винтовые лестницы, расположенные внутри, позволяют посетителям наблюдать с высоты за залами заседаний, что интересно еще и возникновением ясной символики: прямое участие граждан в политической жизни страны.

Купол – фундаментальный элемент архитектурной композиции, создающий впечатление легкости, прозрачности, проницаемости, но одновременно несет функции распределения энергии и света. Ядром этой авангардной структуры является так называемый «светлый скульптор»- перевернутый конус шириной 2,5 м на нижнем основании и 16 на верхнем, облицованный определенным образом сориентированными 360 зеркалами. Этот объект имеет технологическую и структуральную функцию и играет основополагающую роль в архитектурной концепции Фостера. Контроль и регулирование тепла и прямого солнечного света на куполе осуществляется мобильным автоматическим экраном.

«Светлый скульптор» является «прожектором наоборот», поскольку собирает естественный свет и трансформирует его внутрь Зала заседаний, в то время как мобильный экран следует за движением солнца, препятствуя проникновению тепла и прямого света.

Все меняется в ночные часы, поскольку искусственный свет здания Парламента отражается наружу, освещая подобно прожектору купол, который светится в ночном берлинском небе. Перевернутый конус, основной элемент внутренней осветительной системы, является еще и определяющим звеном в системе естественной вентиляции помещения Палаты депутатов.

Рейхстаг стал образцом архитектурного сооружения, в проекте которого использованы самые новаторские системы, цель которых – экономия энергии и сохранение высокой комфортности.

Сэр Норман Фостер уделил также большое внимание социальным масштабам проекта, поднимая архитектуру на уровень общественного искусства, отвечающего культуре и атмосфере конкретного места, а не амбициям отдельных людей.

rejhstag