versalskij-dvorec-2

Судьба этого весьма скромного поселка, расположенного на въезде в Париж, решилась в начале XVII в. волею страстного охотника, тогда еще только будущего короля ЛюдовикаХШ. Взойдя на французский трон, он в 1623 г. стал владельцем Версаля и поручил Филиберу Ле Руа построить охотничий замок Но именно Людовик XIV, «Король-Солнце», только что женившийся на испанской инфанте Марии-Терезе, положил начало трансформации простого здания, и сегодня называемого «Старый замок», в настоящий дворец.

Сначала под руководством Луи Лево, потом – Жюля Ардуэна Мансара и с 1662 г. – Андре Ленотра (к тому времени прославившегося как строитель загородных имений с регулярными парками) начала создаваться модель, ставшая непреложным образцом для всех европейских дворов вплоть до конца XVIII в. Луи Лево увеличил дворец за счет двух параллельных крыльев, расположив их по сторонам двора и обширного фасада, обращенного в сад. В 1667 г. перед приездом королевского двора Мансар пополнил ансамбль двумя внушительными постройками.

Мансару мы обязаны Большими и Малыми Конюшнями, замыкающими на востоке полукруг Пляс д’Арм, находящийся напротив Дворца. В парке архитектор построил Оранжерею и Большой Трианон – одноэтажную, выполненную из драгоценных сортов мрамора, частную виллу короля, являющуюся сегодня резиденцией президента Республики.

Но самым гениальным творением архитектора остается перестройка обращенной к парку террасы Лево в поразительную Зеркальную галерею, ставшую утонченной метафорой абсолютизма французской монархии.

Дворец – наиболее полное и красноречивое воплощение абсолютизма, величия и рафинированности французской монархии в эпоху ее апогея. За парадной оградой расположены три двора. Первый – двор Министров, ограничейный крыльями, построенными Лево, с конной статуей Людовика XIV. Он – самый обширный, и в 1783-1784 гг. здесь предпринимали первые попытки воздухоплавания на аэростатах Монгольфьер и Пилатр де Розье. За ним открывается самый протяженный Королевский двор, куда могли въезжать кареты короля или его приближенных. И наконец, Мраморный двор – сердце сооружения времен Людовика XIII. За дворцом открывается панорама на бескрайний (около 100 га) парк, зеленые просторы которого усеяны фонтанами. Ленотр здесь впервые воплотил в жизнь идею «французского парка»: от центра дворца идет главная аллея, ось симметрии парка. Уходя в бесконечность, она сливается с далью. Пересекающие ее поперечные аллеи образуют прямоугольные и квадратные участки боскетов. Дополняют единый пространственный замысел лестницы, террасы, водные партеры-зеркала и монументальные фонтаны, которых со временем становилось все больше. Если проследовать лишь по одной центральной оси ансамбля, то перед вами предстанут: два параллельных фонтана Водных бассейнов, окруженные 24 бронзовыми статуями, фонтан Латоны, который украшает скульптурная группа из мрамора, изображающая Латону, Аполлона и Диану. Затем – Бассейн Аполлона, посвященный восходу солнца и появлению колесницы солнечного бога из воды. Зеркальная водная гладь Большого Канала сливается с Малым Каналом, образуя крестообразное озеро (периметр его превышает 5 км). Единственным исключением этого «осевого» плана является английский парк Малый Трианон, который создал архитектор Жак-Анж Габриэль для Людовика XV в 1762-1768 гг.

Версальский дворец в Париже, разграбленный и разрушенный яростью Революции, оставался в запустении почти пятьдесят лет. В 1837 г. по распоряжению Луи-Филиппа были начаты работы по реставрации ансамбля.

versalskij-dvorec-1