sagrada-familija

В 1883 г. конкурс на завершение строительных работ церкви Саграда Фамилия в Барселоне выиграл молодой каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет, эклектичный представитель каталонского модерна. Гауди радикально переработал и модернизировал неоготический оригинальный проект (1882) Франциско дель Виллара, посвятив 43 года своей жизни созданию ярких новаторских архитектурных форм.

Украшенная башнями величественная громада, необыкновенная лепнина, натуралистическая пластика, обогащенные оригинальным использованием цвета, основываются на сложной геометрии ассоциаций с параболой, гиперболой, спиралью, в необычном и гениальном конструктивном решении, реализованном при идеальном соотношении структуры, формы и цвета. Рисунок храма характеризуется преобладанием вертикалей, устремленных в небо. Здание (пятинефное, в плане в форме латинского креста, трехнефный трансепт) к моменту смерти Гауди в 1926 г. не было завершено. И сегодня его строительство  Саграда Фамилия в Испании не закончено. Три фасада и их названия несут различную тематическую и изобразительную нагрузку: «Рождество», «Страсти Господни», «Воскресение». Все декоративные и архитектурные детали подчинены главной теме. Так, фасад «Рождество», сориентированный на восток, в сторону восходящего солнца, выражает идею жизнеутерждения и силы посредством мощной пластики отдельных деталей декора. Обилие орнаментальных элементов олицетворяет радость жизни: здесь превалируют мотивы флоры и фауны Средиземноморья – неиссякаемый источник вдохновения каталонского художника, натуралистически-символический изобразительный язык которого восходит к его культурным корням.

Черепахи, улитки, утки, петухи и весенние цветы распределены на синусоидальной конструкции в стиле модерн. Три входа в церковь символизируют Веру, Надежду и Милосердие. Ориентированный на запад фасад «Страсти Господни» каждым пластическим элементом олицетворяет чувство невосполнимой утраты, принесенной смертью.

Конструкция перестает быть мягкой и волнистой, становясь напряженной и угловатой. Шесть стилизованных вытянутых арок, напоминающих скорее голые кости, чем опоры, поддерживают «обнаженную», почти лишенную орнаментики структуру, что должно соответствовать идее горя и отчаяния по поводу смерти Сына Божьего. В качестве элементов декора появляются осенние и зимние плоды: каштаны, гранаты и апельсины. Лишь в вышине, на верхушках четырех из восьми башен, кажется, что надежда возвращается и жизнь вновь обретает свою силу: шпили увиты цветами, кресты украшены многокрасочной майоликой, предвосхищая Воскрешение, которому посвящен оставшийся незавершенным южный фасад. Восемь колокольных башен, высотой от 90 до 110 м, вырастают по четыре на каждом из двух законченных фасадов. Все вместе двенадцать башен (на южном фасаде должны быть возведены еще четыре башни) символизируют общность двенадцати апостолов. Главная, посвященная Иисусу, башня высотой 170 м должна быть увенчана светящимся крестом и окружена пятью башнями пониже, посвященными Деве Марии и евангелистам. Строительство апсид в неоготическом стиле, трансепта, крипты (рядом с нею в капелле, посвященной Деве Кармело, погребен Гауди) и внешнего двора завершено.

Считается, что церковь Саграда Фамилия средствами богатой декоративной системы повествует об истории веры: снаружи – история жизни Христа, интерьер – Иерусалим Небесный.

Источников религиозного вдохновения действительно достаточно: элементы католической доктрины и народные традиции, мифологические реминисценции и языческая иконография – все переплетается в бурном декоре и архитектурном символизме мощной визуальной экспрессии.