jejfileva-bashnja

Эйфелева башня, сооруженная по проекту (инженера Александра Гюстава Эйфеля для Всемирной выставки 1889 г. как символ достижений XIX в. и в ознаменование столетия Французской революции, стала одной из главных достопримечательностей Парижа и символом города.

Первые разработки проекта были предприняты в 1884 г., но технические трудности конструкции позволили начать строительные работы, продлившиеся двадцать шесть месяцев, лишь в 1887 г. Они были отмечены протестами, публикуемыми еще до начала строительства во влиятельной газете того времени Le Temps, направленными против возведения «башни мсье Эйфеля». Предполагалось, что по окончании Всемирной выставки сооружение будет демонтировано. Легко представить себе изумление и скандалы, происходившие в эпоху, когда строительными материалами были исключительно камень и кирпич. Действительно, столь легкая металлическая конструкция высотой более 300 м, возведенная в сердце столицы, не могла остаться без внимания. Это сооружение позволило продемонстрировать технические возможности гибкости и устойчивости материала, который благодаря промышленной революции именно в тот период начал свое триумфальное восхождение. Для реализации этого «эксперимента» было необходимо 6300 т сборных металлических элементов, скрепленных воедино.

Конец полемике положили первые радиопередачи, транслировавшиеся в январе 1908 г. из французской армии. Так обнаружилось ее функциональное назначение мощного средства коммуникации. Это и решило судьбу Эйфелевой башни, бесповоротно приговорив ее к вечности. Начиная с 1920 г. сооружение, привнесшее авангардизм в современную жизнь, становится символом города.

Ее формы вдохновляли многих поэтов, режиссеров, фотографов и живописцев. Среди них – основатель пуанте-лизма Жорж Сера, который избрал ее в качестве натуры в 1888 г., еще до завершения строительства.

В этом списке мы находим много прославленных имен: Анри Руссо, Поль Синьк, Пьер Боннар, Морис Утрилло, Эдуар Вюйяр, Рауль Дюфи и Марк Шагал. Одной из самых знаменитых остается серия живописных полотен «Эйфелева башня» Робера Делоне, написанная в 1910 г. и передающая языком кубизма формы сооружения.

В 1889 г. высота конструкции составляла 312 м, и по тем временам она была самым высоким сооружением в мире. Но в 1957 г. высота ее увеличилась до 324 м за счет водружения на ее вершину телевизионной антенны.

Основу башни формируют четыре дугообразные пилястры, которые соединяются в каркас конструкции, сужающейся кверху и пересекающейся тремя площадками. Общий профиль структуры является логичным результатом исследований нагрузок и скорости ветра. Эйфелева башня открыта для экскурсий .

Башня снабжена лестницами и лифтами, доставляющими посетителей на различные по функциям ярусы: на первых двух находятся ресторан, сувенирные лавки, а на вершине расположена метеорологическая станция, радиостанция и телевизионный ретранслятор. Когда-то здесь находилась и мастерская инженера Эйфеля. Оставляя в стороне формальные аспекты, можно заключить, что наиболее революционной характеристикой этого дерзкого сооружения также является то, как оно воспринимается: если раньше любое здание вписывалось в урбанистический пейзаж посредством лишь одной перспективы, то Эйфелева башня видна из любого квартала Парижа.