dvorec-jesterhazi

Фертёде, находящемся недалеко от Шопрона в западной Венгрии, расположен великолепный образец архитектуры рококо – дворец Эстерхази. Князю Миклошу Эстерхази мы обязаны этим роскошным замком. В течение десятилетий экстравагантный здешний стиль соперничал с великолепием австрийского двора. Он являл собою модель жизни европейских королевских домов, где правили законы элегантной роскоши.

Первоначальное здание, построенное архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли, было не более чем скромной загородной резиденцией. Но в 1764 г. князь Миклош после предпринятого им классического Большого тура по Европе, обогатившего его культурным и светским опытом, решил провести реконструкцию дворца под собственным пристальным надзором, вложив сюда значительные средства.

Воодушевляемый советами архитектора Джироламо Бона, «декоратора» дворца, он выбрал проект, отталкивающийся от модели Версаля и Шонбрунна. Многие архитекторы принимали участие в работах: фасад, обращенный на парк, и элегантная кованая железная ограда, вероятнее всего, – работа Мелькиора Хефеле; Миклош Якоби – автор главного фасада, реконструированного в 1766 г., когда были немного уменьшены его размеры и появился орнаментальный декор в стиле рококо. Строительные работы завершились в 1784 г. Дворец заслуженно получил название «венгерского Версаля », а князь Миклош обрел имя Великолепного, утвердившись в своих амбициях. Общая планометрия сооружения сводится к форме подковы. Центральный блок состоит из трех этажей и одиннадцати пролетов, четвертый этаж поднимается лишь над центральной частью здания. Фасад с балконом украшен гигантскими пилястрами, соединяющимися с двумя изогнутыми крыльями пристроек, образующими парадный двор, в центре которого расположен фонтан со скульптурами херувима и дельфина. Архитектурные «объятия» завершаются снаружи одноэтажными строениями, очерченными большими аркадами, украшенными вазами и кованым железом. Вокруг разбит французский парк, сегодня пришедший в упадок Здесь располагалось здание одеона, где проходили концерты и давались театральные представления.

Дом вмещал 126 комнат, и все они располагались в центральной части дворца, почти целиком сохранившейся. Многие помещения боковых пристроек утрачены: театр марионеток, китайские залы, галерея живописи, зимний сад и, что печально, Музыкальный зал, где играл Йозеф Гайдн. С 1761 г. более двадцати лет маэстро жил при дворе Эстерхази, который считал, что хорошая музыка способствует процветанию жизни дворца. Сохранились прекрасные фрески, выполненные Йозефом Йоганом Милдорфером, одним из многих живописцев-академиков, приглашенных из Вены. Он расписал капеллу, зал на первом этаже и банкетный зал, где сегодня еще можно полюбоваться скульптурами Йоганна Йозефа Росслера. За эпохой расцвета последовали долгие годы запустения, частично восполненные в конце XIX в. благодаря реставрационным работам, предпринятым Жигмондом Бабичем. Позже также проводились работы по восстановлению дворца Эстерхази, значительно пострадавшего в 40-х гг. прошлого века.