bauhaus

Баухаус, высшая школа строительства и художественного конструирования, самая влиятельная в XX в. в области архитектуры, дизайна, преподавания искусств, была основана в Веймаре в 1919 г. архитектором Вальтером Гропиусом, который и стал ее директором. Философия этой школы заключалась в слиянии искусства, ремесла и технологии, в приспособлении древних ремесленных навыков к условиям современного производства. Она возникла в эпоху брожения умов, когда доминирующими были мнения, что индустриально созданный продукт лишен эстетической ценности и не имеет ничего общего с произведением художника. Институт поставил перед собой цель интегрировать культуру индустриального продукта и художественную культуру, создав индустриальное искусство.

Название «Баухаус» («Дом строительства») намекает на средневековые стройки (Баухюттен): теория и практика должны быть объединены в едином произведении целостного искусства. В Баухаусе преподаватели носили титул «маэстро», а студенты были разделены на «практикантов» и «работников». Несмотря на то что его история коротка (1919-1933), она была омрачена и экономическими трудностями, и враждебностью со стороны официальных властей, и разногласиями среди преподавателей.

Основных фаз развития школы было три: период постимпрессионизма (1919-1924, Веймар), период, характеризуемый надеждой на рационализм и несогласием с предыдущей фазой (1925-1930, Дессау), период рационализма (1930-1933, Дессау-Берлин).

Второй этап, проходивший в Дессау, стал первым, когда «школе Баухаус» удалось реализовать свою программу не только теоретически, но также и в реальной архитектуре.

В Дессау было построено здание школы и мастерских. Новое строение, осуществленное Гропиусом, было многофункциональным сооружением. Принципиальная конструкция состояла из блока, предназначенного для аудиторий, второго блока с внешними стенами-окнами – для лабораторий и третьего, представляющего «мост» между двумя первыми, – для административных помещений, библиотеки и мастерской директора.

Пластичность здания, предполагающая определенную изолированность отдельных частей и их взаимодействие в пространстве, определяла композиционную ясность в расположении различных помещений.

Гропиус сопоставлял «Баухаус» в Германии с возрожденческими и барочными строениями: если, с одной стороны, фасады последних представляли собой симметрию относительно центральной оси, то здание в Дессау, отражая современный дух, носило трехмерный характер, не отдавая предпочтения какой-либо единичной перспективе.

Архитектор также спроектировал и несколько домов для преподавателей школы. Планиметрическая схема этих строений образовывала букву S, возникающую из связки двух L, повернутых на 180°. Таким образом, Гропиус мог применить свои теории в пластике.

Как само здание Баухауса, так и его интерьеры, мебель и оборудование были спроектированы и изготовлены в лабораториях школы. В день открытия изумление посетителей было беспредельно, когда они обозревали новаторское здание со знаменитым «стеклянным пологом», балкончиками, металлические парапеты которого врезаются в блок студенческих жилищ, где вес стен исчезает за счет своего сияния.

bauhaus-2