Украина когда-то имела очень богатый этнический рельеф, и 20 века беспощадно его разровняли. Политикой СССР было насаждение однообразия, но на этом однообразном фоне сейчас появляются ростки местных, городских и региональных культур. Свое лицо появилось в, казалось бы, обычного постсоветского индустриального Днепропетровска, в Харьков, в Одессу …

В то же время региональные различия стали болезненной темой. В известной степени то, что мы переживаем – это борьба новой культуры гармонии в многообразии с советской монокультурой.

Через культивирование однообразия мы не так уж много знаем о том, какие мы? Что является особенного в подолян, что лучше всего получается в культуре черниговцев-северян, и как мы можем действовать вместе?

Поэтому составление списков см – это способ узнать немного больше о себе.

Чудо первое. Украиноязычные сибирские немцы

Любители украинской этнологии знают, что белорусы половины Брестской области в первой половине ХХ века еще говорили на украинском языке. Да и сейчас, если вы попадете туда на сельскую свадьбу, то услышите удельный украинский суржик от пожилых людей.А когда дело дойдет до песен, то будет нечего нититися – слова всех песен вы хорошо знать.

Волна создания наций, разошлась Центрально-восточной Европе в середине XIX века, так и не добралась Берестейщини. И до момента, когда Советский Союз решил, что “быть полищукам – белорусами”, они назывались просто – “здешними”. И речь свою называли “простой”. То же – и по другую сторону Буга: в прилегающих районах Польши те, кого называют белорусами, говорят на языке, который вы бы не отличили от украинского.

А вот над самим Западным Бугом, немного севернее Шацких озер, еще в XVI или XVII веке поселились лютеране из Германии, которые спасались от религиозных преследований.

Голендры , как их здесь назвали, основали деревни Нейдорф и Нейбров. За два века сосуществования с местными они успели перейти на местную “простую” – то есть украинский – язык, а языком образования стала для них польский.

ХХ век был беспощадным к украинским национальным меньшинствам. У немцев не было шансов остаться на Украине: сначала по договоренности между СССР и нацистской Германией советских немцев поощряли переселяться на историческую родину.Затем, с началом Второй Мировой, Советы выселяли немцев в Сибирь.Во время немецкой оккупации фолксдойче также приглашали жить в старой Германии, а с приближением линии фронта, их просто эвакуировали на Запад.

В результате в Украине осталось только одно немецкое село – Павшино под Мукачево.

Бугских Голендры переселили в Германию, где они ассимилировались.Но их культура была в известной степени спасена благодаря тому, что часть из них в начале ХХ века, во время столыпинских реформ, переселилась в Сибирь. Там они живут в трех селах – пехотинского, по-голендривськи Замустече, Среднепихтинську (Новости) и Дагнику.

Трудно поверить, что существует такая глушь от облцентра в голендрських сел общественным транспортом можно добраться не за неделю. Сначала от Иркутска надо доехать электричкой до райцентра Залари. Затем автобусом надо ехать в таежного села Хор-Тагна, а оттуда пару раз в неделю ходит автобус до голендривських сел.

В одном из них даже нет магазина. Однако недавно в Среднепитхинську открыли музей Голендры. Ждут туристов.

Чудо второе. Чадецьки гурали Буковины

Они живут в горных селах Буковины, куда переехали из Словакии, но считают себя поляками, а говорят – на своем наречии.

Гураль поляки и словаки называют разные этнические группы своих горцев – вроде наших гуцулов и лемков. В Буковины гурали переселились в начале XIX века из района города Чадце, что на словацко-польско-чешском помежжи. Они жили в нескольких селах Западной Буковины, занимались лисорубницвом и склодувством.

Польские школьные учителя и ксендзы, которые посылались Буковины с Галичины, убедили гуральских переселенцев в том, что они – поляки, а их родственники, оставшиеся в Чадце, тем временем стали считать себя словаками.

Большинство украинских поляков, в том числе и гуралей с Буковины, – выселили в Польше после Второй Мировой. Буковинских гуралей поселили в Ястровьи на северо-западе Польши, но части из них каким-то чудом удалось остаться.

Теперь в Черновицкой области есть одно гуральского село – Старая Красношора, и один хутор – Аршица в Нижних Петровцах.

“Обычные” же польские села еще в Львовской, Хмельницкой и Житомирской областях. Больше всего их – в Мостисском районе Львовщины.

Чудо третье. Волохи – “белые цыгане”

Волохи - старая славянская название румын, которая иногда переносилась и на другие романские народы. Однако сейчас на Закарпатье волохами зовут небольшой народ, живущий по цыганскими обычаями. Местные цыгане, тем не менее, их своих не признают.

В отличие от закарпатских цыган, которые говорят на венгерском, украинском или цыганской, волохи говорят на диалекте, который, возможно, откололся от румынского языка в XVII веке.

Волоха от цыгана можно отличить и визуально: в валахов белокурые или рыжие волосы и светлая кожа. Так их иногда называют местные – белые или рыжие цыгане.

Живут волохи в горных селах северо-западного Закарпатья – к северу от Мукачева и Ужгорода. Больше всего их в Порошковые Перечинского района – около полутора тысяч. Всего же валахов в Украине – около 6000.

Украинский-порошковцы жалуются на валахов: говорят, воруют нещадно. Год назад украли даже металлический мост над рекой.Боятся, что волохи вытеснят Украинской из села, как это уже произошло в соседней Свалявке. Поэтому порошковцы решили создать антиволоську самооборону еще в 2011 году – до того, как это стало трендом.

Волохи выезжают летом на заработки, кто возит товары в горные села, а кто-то занимается традиционным ремеслом – вырезает ложки из дерева.

Хотя валахов и записывают, как отдельный народ – скорее всего они происходят от цыган-бояшив (или баяшив, беяшив), которые также говорят на румынском и занимаются ложкарство. Возможно, волохи – это группа румын, которая переняла цыганский образ жизни, как это произошло с ирландские путешественниками и енишамы в Германии.

Чудо четвертое. Российские староверы

8aed5e2-bila-krynytsya-uspensky-sobor

Россияне в Украине – это преимущественно городские жители, но есть и несколько сельских российских районов. Дальше от российской границы является места, где живут русские крестьяне-переселенцы;таких больше в Харьковской области. В Приазовье живут потомки переселенцев – русских сектантов – молокан и духоборов.

И самая экзотическая группа русских крестьян в Украине – этостароверы или старообрядцы – потомки тех, кто не признал церковной реформы русского православия в XVII веке под влиянием украинского и греческого традиций, и был вынужден бежать от преследований. Их деревни разбросаны на украинской территории широкой полосой с северо-востока на Черниговщине – на юго-запад, Буковина, Одесская. Именно таким путем они спасались от Российской империи, постепенно наступала на украинские земли.

Мировой столицей липован - крупнейшей группы старообрядцев – некоторое время было село Белая Криница в Черновицкой области.Там в 1846 году старообрядцы восстановили полную церковную иерархию. И именно туда стоит ехать, если вас интересует древняя архитектура: советы разрушили там не все церкви старообрядцев. В том же селе есть староверческие женский монастырь.

Если вам интересно узнать, сохранили староверы свои традиции, и отличаются они от обычных россиян, то здесь выбор богаче.

Небольшие деревни старообрядцев есть во многих областях. Одни из самых крупных – Добрянка в Черниговской области, на белорусской границе неподалеку от трассы Киев-Минск; Печная и Липоване в Черновицкий; Филипы-Хребтивськии в Хмельницкой.

В Одесской области можно съездить в Придунавья, где в Килийском и Измаильском районах липоване граничат с потомками запорожских и донских казаков, а также с болгарами, гагаузами, молдаванами.Вилково, прозванное украинской Венецией, и соседнее Приморское (Жебрияны), самый южный украинский курорт за пределами Крыма, – также преимущественно староверческие поселения.

Чудо пятое. Тюркские языки Украины

fc5aa3b-armenokipchak

Сколько в Украине тюркских языков коренных народов?Крымскотатарский, караимский, крымчакский, гагаузский. Четыре, не имело.

Но если присмотреться ближе, их может стать еще больше. Меньше – зависит от того, как считать.

Собственно речь крымских татар – это на самом деле конгломерат трех говоров, которые относятся к разным ветвям тюркской языковой семьи.

Язык татар, живших на Южном берегу Крыма, что принадлежал не Крымскому ханству, а непосредственно Османской империи – очень близка к турецкой и относится к огузской группы языков. Языктатар крымского предгорья с половецкими-кыпчакской подгруппы, в которую также входят языки народов Кавказа – кумыков, карачаевцев, балкарцев. Язык северных крымцев - степных кочевников – ногайско-кыпчакские, а значит, близка к казахской и ногайской.

Литературная крымскотатарский создана на основе среднего – предгорного диалекта. Исторически же литературными языками крымских татар были османская (архаичная турецкий с сильным арабским и персидским влиянием) и тюрки (также тюркская среднеазиатского происхождения).

Другие народы Крыма также переняли крымскотатарский язык и, изменив ее под влиянием собственных языков, создали свои этнолект.

Это язык крымских евреев - крымчаков  - основана на среднем (предгорном) диалекте.

Это урумский речь - язык той части греков, которая перешла на крымскотатарский. Сейчас они живут на юге Донецкой области, неподалеку от Мариуполя. Как ни смешно, эти несколько греческих приазовских сел сохраняли все многообразие диалектов крымскотатарского. То есть, условно говоря, старшее поколение греков-урумов где под Мариуполем говорит на языке, похожей на казахский, а ближе в Донецк их речь становится подобной турецкой.

Мы почти никогда не вспоминаем о еще двух этнолект крымско-татарского – тюркские языки двух групп крымских цыган – Тайфи (самоназвание – Гурбет) и урмачелив. Язык Гурбет – огузских, то есть близка к турецкой, а сами они, вероятно, когда-то жили в районе Ирана.

Язык урмачелив ближе к среднему диалекта крымскотатарского. К тому же, в третьей группе крымских цыган (аюджы, Крым) есть свой диалект цыганского языка (романе), который испытал влияние крымско-татарского.

С караимской языке тоже все сложно. Караимы, исповедующих один из вариантов иудаизма, в Крыму жили в Чуфут-Кале, “Еврейская крепость”, и в позднем средневековье расселились по городам Восточной Европы.

Три диалекта языка – крымский, луцко-галицкий, тракайский (литовский) также значительно отличаются друг от друга.

Еще одним купеческим народом, расселился украинскими городами, к тому переняв тюркский язык, были армяне. Своей армяно-кыпчакских языке в Киеве, Каменце-Подольском, Львове и других городах они вели бухгалтерские книги, писали религиозные произведения, вели исторические хроники. Есть даже один трактат по алхимии, составленный львовским армянином Андреем Торосович в XVII веке.

Татары – скорее всего крымского происхождения – жили также в селе Ювковцы Белогорского района Хмельницкой области. В конце XIX века они еще сохраняли свою религию и язык.

Жили когда-то на территории Украины татары Великого Княжества Литовского, которые переняли старобелорусский язык, но записывали ее арабской графикой, я не знаю.

Сейчас вне оккупированного Крыма больше крымских татар живет в соседнем Геническом районе. Поселок Новоалексеевка – теперь наиболее крымскотатарский населенный пункт на неоккупированной территории. С его 10000 жителей, 4000 – крымчане.

Неподалеку от крымцев на Херсонщине живут еще одни тюрки -турки-месхетинцы , язык которых вроде ближе к азербайджанской, чем в турецкой. Турки-месхетинцы, отуреченных грузины, были депортированы с Кавказа в 1944, а в 90-х несколько тысяч их расселились в Херсонской области, особенно в Чаплинском районе, в двух селах которого их – большинство.

Чудо 6-е. Албанцы, не знали, что они – албанцы

e4c60f8-arnaut-blowing-smoke-at-the-nose-of-his-dog

Центр, он же Южная Бессарабия, он же юго-запад Одесской области – настоящий этнографический музей; настолько этнически пестрых регионов в Европе почти не осталось.

Мы уже упомянули тамошних гагаузов, русских – старообрядцев и некрасовцев, Украинский-запорожцев. О выселении немцев также уже говорили, а они компактно жили в Буджака в районе Сарати.Также здесь есть болгары, молдаване, обычные украинский и русские – и, как ни странно, албанцы.

Албанцы в Буджака оказались так же, как и болгары и гагаузы: Российская империя вела войны с Османской и поощряла христиан оттуда переселяться в Южной Украине.

Албанцы, которых тогда называли арнаутами , основали село Каракурт (сейчас – Октябрьское) в 1811 году. А за двадцать лет до того другая группа арнаутов приняла участие в основании Одессы, подарив ей Большую и Малую Арнаутской улице.

В 1861 году, после того как в результате проигрыша в Крымской войне Россия должна была отдать часть Буджака Молдавское княжество, – часть болгар, гагаузов и албанцев эвакуировали в Приазовье, в современную Запорожскую область. Там арнауты основали еще три села – Девнинское (Таз), Георгиевка (Тююшкы) и Гамивка (Джандран).Все теперь – в Приазовском районе Запорожской области.

Само украинских албанцев – типичная для народов, не прошедших через период нации: себя они называют “из наших” (ga tantë), а язык – “по-нашему” (si neve).

Сейчас в Октябрьском-каракурт живет около трех тысяч жителей, большинство – албанцы. Они хорошо сохранили свой язык, хотя она никогда не преподавалась в школах. Украинский албанцам предлагают ехать учиться в Петербург и Косово, чтобы потом преподавать язык у себя дома, и желающих не находятся.

А вот историческую память арнауты практически потеряли. В Буджак они попали из Болгарии, куда к тому переселились из Албании. Если о Болгарии еще были переводы, то о свое первоначальное происхождение они ничего не знали.

Можно сказать, что они узнали, что они – албанцы, только в ХХ веке.Даже Украинский, жившие в селе Каракурт в начале 20-го в., Перешли на албанский язык. Кроме албанского большинства, в селе живет еще несколько народов Буджака. Поэтому многие в селе может говорить на нескольких языках – албанском, болгарском, гагаузском, русском;старики еще помнят румынскую, а молодежь знает украинский.

Чудо 7-е. Шведско-бойкивске село над Днепром

d472909-sign-one-with-me

Над Каховским водохранилищем в Херсонской области стоит, казалось бы, обычное большое Южноукраинское село. И утром в воскресенье его жители идут не в православной церкви, а в греко-католического храма и протестантской кирхи.

Три тысячи жителей Змеевки Бериславского района – преимущественно бойки и шведы . Это село объединило три бывших немецкие и одну шведскую колонию. Шведов выселили сюда в результате одной из русско-шведстких войн в конце XVIII века, а немцы расселялись в Южной Украине из-за перенаселения на родине и в поисках религиозной свободы.

Немцев выселили из села во времена Второй Мировой, а в прежние немецкие колонии заселили бойков с Надсянье, которое СССР отдало Польше в 1951 году в обмен на Червоноград и Белз.

Всего с Надсянье переселили более 30.000 бойков в села Одесской, Николаевской, Херсонской и Донецкой областей.

В результате – в Нововоронцовском районе Херсонщины бойков более 20%, а в Кривоозерском Николаевщины – их около 10%.

Змиевка – всего их компактное поселение. И на выборах голосует Змиевка так, как это село стоит не над Днепром, а над Саном.